ПРЕДИСЛОВИЕ И.Ю.ШЕХТЕРА
В соответствии с положениями эмоционально-смыслового метода освоения чужого языка начальный этап обучения (1-й цикл) целиком основан на развитии различных форм межличностного общения, возникающих у обучающегося в ходе специально организуемых учебных занятий.
Выбор и форма реплик, объединенных в эпизоды, представленные в учебном пособии к первому циклу, обусловлены психолингвистическими принципами, положенными в основу эмоционально-смыслового метода освоения чужого языка. Эти реплики как бы отражают речевое поведение персонажей — участников событий, происходящих в условиях современной городской жизни.
Событийность — основной принцип композиции текстов, определяющих содержание эпизодов. Этим достигается осмысленность каждой реплики, так как легко просматривается мотивация и целенаправленность высказывания.
В ходе занятий и в самом учебнике не предполагается изложение теоретических положений, сведений о категориальных характеристиках изучаемого языка, правил и исключений из этих правил, точно так же, как и не предполагается ни системы упражнений по аспектам языка (грамматика, лексика, фонетика), ни выполнения домашних заданий.
Специально разработанная система вариантных зтюдов, проблемных ситуаций, мыслительных задач и т.п., эффективность которых целиком и полностью зависит от профессиональной подготовки преподавателя, пользующегося эмоционально-смысловым методом, — разрешает основные проблемы практического освоения чужого языка без использования традиционных форм работы в аудитории.
Особо следует отметить, что полный курс обучения (3 цикла) и, прежде всего, первый цикл, не представляет собой устного разговорника по готовой тематике, рассчитанной на воспроизведение заученных фраз. Он направлен на интенсивное развитие речепорождения на чужом языке на основе смыслообразовательных процессов в их вербальных и невербальных формах.
Большой удельный вес на первом цикле приобретает чтение на чужом языке не только учебных материалов, но и прессы. Значительное место в курсе занимает и перевод.
Занятия на первом цикле включают в себя виды речевой деятельности, обеспечивающие возможносгь контакта с носителями чужого языка в нашей стране или во время пребывания в стране изучаемого языка, ознакомление с нормами и обычаями речевого поведения как общего характера, так и отражающими специфику работы обучающихся.
К концу первого цикла обучающиеся должны обладать развитой речевой инициативой, принимать активное участие в общении, не испытывать затруднений при необходимости устно реагировать на новые, ранее не возникавшие обстоятельства общения.
Весь курс направлен на развитие самостоятельности обучаемых при пользовании иноязычной речью для общения, на возможность слушателя утверждать свое личностное отношение к действительности на языке данного народа.
И. Шехтер
Шехтер И.Ю. Второй цикл. Предисловие.
Шехтер И.Ю. Третий цикл. Предисловие.