ПРЕДИСЛОВИЕ И.Ю.ШЕХТЕРА.

Третий период обучения — завершающий период, поэтому все виды работ на занятиях соответствуют возможностям, которые слушатели приобрели и развили в течение всего прошедшего курса.

Главной задачей этого курса является обеспечение практического пользования новым языком каждым слушателем по его разумению и характеру.

Успешность освоения чужого языка достигается только тогда, когда собственное «Я» каждого учащегося, его личность действует так, как ей свойственно, выражая свои собственные мысли и желания в новом для неё языке.

Свобода порождения собственных высказываний достигается уже на первом цикле, когда на занятиях, в этюдах, каждый слушатель мог проявить себя при непредсказуемых обстоятельствах общения и высказать свои мысли на чужом языке так, чтобы его всегда понимал партнер.

Ha втором периоде, пользуясь достижениями 1-го, слушатель мог принять участие не только в событиях городской жизни, но и в различных видах делового общения (конференция, круглый стол, форум, защита проекта и т.д.), выступая со своими сообщениями по обсуждаемой тематике и пользуясь словами и выражениями, возникающими (порождаемыми) в процессе речи.

Ha третьем цикле, как и на втором, преподаётся грамматика, нормируется речь для употребления языковых форм, обычных для современного состояния изучаемого языка.

На третьем цикле продолжается развитие возможностей пользования чужим языком в различных видах общения. Сюда относится не только изложение своих взглядов, но и возможность выступить с критикой оппонентов и отстоять свою позицию в обмене мнениями.

Основным видом работы на третьем цикле являются споры, дискуссии, доказательство и опровержение различных точек зрения на обсуждаемую тему.

Само собой разумеется, темами для привлечения весомых аргументов и контраргументов могут выступать те проблемы, в которых заинтересовано сегодня передовое человечество: экология, перспективы нового века, новейшие открытия, взгляды на будущее человечества, человек в картине мира и т.д.

Главное при этом, что соответствует эмоционально-смысловому подходу, является не повторение и воспроизведение чужих мыслей и форм, а собственное, личное, самостоятельное решение, отражаемое в речевом поведении.

На третьем периоде слушателям предоставляется возможность совершенствовать своё умение и в последовательном переводе с иностранного языка (письменно и устно), и в переводе с листа, и в реферировании на профессиональном уровне, а также в работе с Интернетом, в изложении обзора прессы и составлении аннотаций к прочитанной литературе.

Большое внимание уделено совершенствованию в употреблении грамматических, лексических и фразеологических закономерностей в изучаемом языке.

Самостоятельное, подкреплённое теоретическими обоснованиями, пользование изучаемым языком в интересах жизненных устремлений каждого слушателя и является конечной целью обучения при эмоционально—смысловом подходе к освоению чужого языка.

И.Шехтер

Шехтер И.Ю. Первый цикл. Предисловие.

Шехтер И.Ю. Второй цикл. Предисловие.